ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2017года
Управление
Музеи

Виртуальные технологии в музее – опыт Пушкинского

Владимир ОПРЕДЕЛЕНОВ, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по информационным технологиям
Юлия БУЗИНА, начальник отдела электронных ресурсов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анна ПАХОЛКОВА, специалист Департамента информационных технологий ГМИИ им. А.С. Пушкина

Как музеи используют виртуальную реальность

Виртуальная
реальность (VR) —

аудиовизуальная среда, которую создают компьютерными средствами. Чтобы ощутить полное погружение, контент воспроизводят в очках или в шлеме.

Российские музеи активно используют технологии виртуальной и дополненной реальности. Рассмотрим самые яркие проекты.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева позволяет посетителям музея и пользователям интернета увидеть в формате 3D-моделей здания, которые не были построены. На сайте музея доступен видеорассказ о проектах. Если же скачать приложение для смартфона или планшета, можно самостоятельно осматривать объекты, в том числе в очках или шлеме. Большой интерес вызывают проекты Дворца Советов, который должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой.

Дополненная
реальность (AR) —

информационная среда, в которой к объектам реального мира добавляются мнимые объекты, обычно в качестве вспомогательной информации на экране смартфона или планшета.

Галерея «РОСИЗО» на ВДНХ применила технологии виртуальной реальности на выставке для демонстрации трехмерного пространства. Другой проект «РОСИЗО» на выставке «Время кино» — прогулка по залам виртуальной галереи с помощью очков виртуальной реальности.

Центр им. академика И.Э. Грабаря использовал дополненную реальность на выставке в парке «Сокольники», которая была посвящена реставрации. Посетители наводили камеру мобильного телефона на объекты и видели их в состоянии до реставрации, в процессе и после нее. для этого достаточно было скачать приложение и считать код на объекте. Гости выставки узнали об экспонатах факты, которые ранее были известны только музейным сотрудникам.

ARTEFACT — так называется платформа дополненной реальности для всех учреждений культуры. В апреле 2017 года ее запустило Минкультуры ar.culture.ru.

Платформа дополненной реальности для учреждений культуры ARTEFACT

Какие устройства подходят для виртуальных технологий

Важно

Проекты музеев с использованием VR- и AR-технологий нередко разрабатывают совместно с бизнесом в рамках партнерских или спонсорских программ

Есть два вида представления информации в виртуальной реальности. Первый — это веб-сайт, доступный пользователям интернета. Второй — приложение для смартфона, активное при подключении к сети. Некоторые приложения сохраняют ограниченный набор возможностей и без подключения к интернету.

Знакомиться с виртуальной коллекцией музея можно не только привычным способом — через портативный компьютер или смартфон, но и с использованием специальных устройств.

Картонные очки со специальными линзами. Это самый экономичный вариант. Пользователь собирает очки из картонной основы, вставляет в прорезь смартфон с контентом и держит их руками (фото 1). В очках включается специальный режим подачи информации, движениями головы можно управлять электронной мишенью, наводить ее на объекты, перемещаться в пространстве.

Фото 1. Картонные очки для виртуальной экскурсии

Шлем. Экономичный вариант устройства — пластиковая установка, которая крепится на голове. Как и очки, такой шлем требует установки смартфона. Есть более дорогой вариант — c экраном высокой четкости, качественным звуком и эффектом полного погружения. К такому шлему прилагаются манипуляторы, с их помощью пользователь нажимает виртуальные кнопки и совершает другие действия (фото 2). В шлеме лучше стоять на месте, ведь погруженный в виртуальность не видит комнаты. Хотя можно и двигаться в помещении, но только при условии, что оно безопасное и замкнутое.

Фото 2. Шлем с манипуляторами для полного погружения

При разработке сценария виртуальной реальности важно понять, кому адресован контент — посетителям музея или удаленным пользователям. Их может интересовать одно и то же, но из-за различия в местонахождении картинка в VR-очках будет разной.

Для использования в музее лучше выбрать первый вариант — простые картонные очки. Музеи обычно предлагают посетителям программы и приложения с информационно-иллюстративными материалами, играми, образовательными и просветительскими проектами.

Какие технологии виртуальной реальности применяет Пушкинский музей

Виртуальные прогулки. В ГМИИ им. А. С. Пушкина виртуальные технологии позволяют совершать прогулки по музею. Они доступны на сайте virtual.arts-museum.ru и рассчитаны на удаленных пользователей. Но мы разрабатываем VR-сценарий и для внутримузейных целей. Планируем создать архив выставок и демонстрировать гостям виртуальные коллекции, показ которых уже завершился.

Стартовая страница виртуальных прогулок по Пушкинскому

Расскажем, как проходит виртуальная прогулка в Пушкинском. Пользователь выбирает на сайте музея здание, затем — зал, который хочет посетить. Далее можно осмотреться, приблизить отдельные экспонаты, прочесть пояснения к ним, послушать аудиогид.

Панорамы доступны в очках или шлемах виртуальной реальности. Отдельное приложение скачивать не нужно: достаточно нажать на сайте кнопку «Enter VR». Тонкости работы в виртуальном режиме мы разъяснили на сайте vr.arts-museum.ru.

Отказ от специального приложения для смартфонов — сознательный выбор: разрабатывать его под разные платформы слишком дорого. Наши виртуальные музеи, созданные на основе веб-сайтов, одинаково хорошо смотрятся и в простых картонных очках, и в «продвинутых» шлемах.

Виртуальный зал главного здания Пушкинского «Искусство Древнего Ближнего Востока»

Проект Музейного городка. Еще один проект Пушкинского в виртуальной реальности связан с проектированием Музейного городка. Это новое экспозиционное пространство, которое объединит большинство зданий Пушкинского музея в единый выставочный комплекс. Завершить его планируем к 2024 году. В виртуальной реальности мы зафиксируем модели зданий в текущем состоянии и в измененном — по состоянию на 2023 год.

Сегодня погулять по виртуальному пространству городка можно в очках виртуальной реальности на сайте quarter.arts-museum.ru. Мы рассчитываем адаптировать модель для просмотра в шлеме. Еще одна задача — детально спроектировать интерьеры всех зданий музея на различных этапах строительства в специальной программе.

Опыт Пушкинского показывает, что технологии виртуальной реальности можно использовать не только в выставочных и образовательных проектах. В масштабном строительстве они визуализируют бумажные схемы, помогая сотрудникам распланировать жизнь музея на несколько лет вперед.

Также у нас в планах — виртуальные технологии в экспозиции. Интересно показать зрителю, например, в каких интерьерах были найдены погребальные саркофаги фараонов, выставленные в залах музея. Или предложить современным молодым художникам создать виртуальные произведения искусства для выставок в рамках нового направления — «Пушкинский XXI».

Экспонаты можно рассмотреть более детально, если кликнуть точку на объекте в зале

Почему трудно использовать виртуальные технологии

Головокружения и эффект укачивания. Неприятные последствия просмотра экспозиции в очках возникают при резких движениях головой или просто у тех людей, кто к этому физиологически предрасположен. Даже если у пользователя нет дискомфорта, после 15–20 минут просмотра виртуальных прогулок в очках VR он чувствует усталость, напряжение глаз, легкую дезориентацию. Поэтому через 20 минут даже самым стойким стоит вернуться из виртуальной реальности в обычную.

Простой способ проверить, поддерживает ли смартфон технологии виртуальной реальности, — скачать приложение Cardboard от Google Inc. Если оно запускается, телефон готов к работе с VR-технологиями.

Ограничения в передвижении. Контент для использования в музее надо создать таким образом, чтобы он не требовал перемещаться в пространстве, иначе обеспечить безопасность человека в очках и избежать столкновения с предметами и людьми практически невозможно. Это существенное ограничение, ведь эффект полного погружения в виртуальную реальность усиливается, когда по ней передвигаются.

Разные технические характеристики смартфонов. Операционные системы по-разному воспринимают панорамы. Кроме того, есть проблемы нехватки оперативной памяти, недостаточной мощности процессора, бывают и просто ошибки датчика движения в более старых или бюджетных моделях.

Ограниченный функционал панорам. По сравнению с обычной версией для всех устройств в режиме VR мы пока не смогли сделать интерактивный вызов предметов и информации о них. Не получается реализовать привычные функции приближения в точке обзора, корректно переключать звуковые дорожки по выбору пользователя. Иногда случаются «провалы» под землю в 3D-моделях. Надеемся, что развитие технологии и наших знаний поможет преодолеть часть этих ограничений.

От практика
Рассказывает Александра Степина, куратор выставки Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
В Музее архитектуры можно пройтись по «Коридору времени»

Наш музей долгое время вел научно-исследовательскую работу и собрал богатый материал по истории отечественной архитектуры. Но ограниченные экспозиционные площади не позволяли представить его в полном объеме. Мы решили эту проблему с помощью виртуального мультимедийного комплекса «Коридор времени».

Теперь коридор музея не только физически объединяет 5 его залов, но и устанавливает связь между разрозненными разделами экспозиции. На видеотач-стене последовательно демонстрируются этапы развития русской архитектуры. Гости могут пройти «Коридор времени» с экскурсоводом или самостоятельно, получить общее представление о смене архитектурных стилей в формате индивидуальной или групповой презентации.

Затем через сенсорные экраны мультимедийного комплекса посетители подключаются непосредственно к виртуальному музею. Они получают доступ к детальной информации и фондовым материалам по нескольким тысячам строений и проектов. Гости сами выбирают, по каким параметрам отсортировать объекты и изображения: по стилю, времени, архитектору, месту постройки. Объекты сопровождают научные тексты, описания и аннотации.

Сенсорные экраны «Коридора времени» позволяют прогуляться по уникальным ансамблям, представленным в разделе Спецпроекты vma.muar.ru/ru#projects. На сайте доступно 8 ансамблей, которые утрачены, перестроены или не реализованы. Среди них — Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, Большой кремлевский дворец Баженова, Усадьба Барышниковых, Клуб им. Русакова архитектора Мельникова, Русская деревня в Глазго по проекту Шехтеля.

Уникальная информация, которую разместил музей в интернет-пространстве, доступна не только посетителям, но и пользователям сети vma.muar.ru.

Какие результаты показала работа виртуального Пушкинского

60
тысяч

виртуальных пользователей посетили Пушкинский за полгода

Статистика посещений показывает, что пользователи проявляют высокий интерес к виртуальному Пушкинскому. С момента открытия проекта в сентябре прошлого года пользователи посмотрели более 500 000 страниц, в среднем посетили 8–9 виртуальных музейных залов. Многие возвращаются, проводят на сайте от пяти минут до нескольких часов. Это солидные показатели для сайта учреждения культуры. Взаимодействие с мобильными устройствами позволяет привлечь в музей больше молодежи: доля посетителей моложе 18 лет — свыше 5 процентов, в то время как для остальных сайтов музея этот показатель обычно не более 2,5 процента.

Лекции по материалам виртуального Пушкинского

Аудитория виртуальных музеев Пушкинского — с 4 лет и до верхней границы почтенного возраста, пока зрение позволяет различить объекты на экране. Дети и пожилые люди — это и самая благодарная часть аудитории. Их приводит в восторг тот факт, что, сидя на стуле в комнате, можно видеть музейное пространство максимально реалистично. А для подростков наш контент — хороший повод убедить родителей купить дорогой VR-шлем.

Технологии виртуальной реальности создают методическую базу, которая позволяет использовать фонды музея в образовании. Хотя проект полностью бесплатный для посетителей, сотрудники проводят на основе VR-технологий образовательные курсы, интерактивные лекции, вебинары в режиме онлайн. С помощью картонных VR-очков можно вернуться к полюбившимся экспонатам вне стен музея — через виртуальную реальность.

Кроме того, музей предоставляет права воспроизведения, сотрудничает с филиалами в других регионах. Как показывает наш опыт, виртуальные продукты — эффективный инструмент работы с новыми аудиториями, привлечения посетителей на экспозиции и выставки, формирования интересных образовательных программ, а также продвижения бренда музея и его услуг.

Как развивается музейное дело. Данные Минкультуры, 2017 год

Источник видео: сайт Минкультуры России