ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2018года
Управление
Образование

Пошаговое руководство, чтобы открыть в учреждении культуры образовательный центр

Александра Афонина, специалист отдела «Музейный образовательный центр» ГМЗ «Петергоф»

Образование в России подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Последние два вида можно реализовать в учреждении культуры. В нашей статье мы сосредоточимся на дополнительном образовании детей в музеях — разберем, как сделать музей конкурентом окрестных домов и дворцов творчества.

Шаг 1. Определитесь с лицензией

Чтобы проводить занятия по образовательным программам, учреждению нужна лицензия. Без нее музей вправе организовывать разовые мастер-классы, экскурсии с элементами edutainment (игрового обучения), викторины. Это досуговые программы, которые не требуют никаких документов, кроме методической разработки и внутреннего приказа учреждения. Зачем же тогда некоторые музеи получают лицензии?

Каждый руководитель решает для себя сам. Для кого-то это статусный признак, для кого-то — возможность активнее сотрудничать с образовательными учреждениями, увеличивая поток посетителей и дополнительное финансирование.

Мастерская музейного центра «Новая ферма»

Аргументы «за». Плюсы лицензирования для музея ощутимы: занятия с детьми станут осмысленными, методически продуманными и прописанными. Это влияет на рост доверия к занятиям в музее со стороны родителей и представителей общеобразовательных учреждений. С лицензией увеличивается потенциал учреждения как образовательного пространства. Музей сможет выдавать сертификаты о прохождении курсов и абонементов, что важно для учителей и детей — все копят портфолио.

Аргументы «против». Минусы для музея: значительно вырастет объем документооборота, будут проходить постоянные проверки, внешние и внутренние. Остро встанут новые кадровые вопросы, так как вести занятия имеют право люди с высшим педагогическим образованием. В штат потребуется методист.

Подготовьте документы

Посмотрите минимум по документам, которые потребуются, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность и далее работать:
— санитарно-эпидемиологическое заключение. Выдает Роспотребнадзор после проверки помещения, воды, воздуха, высотности помещения;
— ОКВЭД на новые виды деятельности — оказание услуг дополнительного образования (код 85.4), присмотр за детьми, если планируете лагерь (код 88.91).
Перечень документов, которые необходимо предоставить для подачи заявки, можно уточнять на сайте Комитета по образованию.
На каждый предмет пишутся методическая разработка, рабочая программа и тематический план, на каждую группу детей заводится журнал с количеством учебных часов. Учтите: они академические, а не астрономические. Учреждение начинает оказывать новые услуги, а значит, они должны быть представлены посетителям согласно требованиям Роспотребнадзора: описание услуг, цены, книга отзывов и предложений. Все, что разъясняет посетителю его права, вывешивают в доступном месте, например в холле, на стойке администратора или на кассе.
На документах указывают фактический и юридический адрес учреждения, иначе при проверке попадете на штраф.
Поскольку вы заводите много новых документов, внутри учреждения должен выйти приказ или положение о том, что вы приняли эти новые формы и назначили ответственных лиц за ведение документооборота. Например, положение о реализации дополнительных образовательных программ в музее, отдельно о рабочих программах, правила ведения журнала учета занятий по дополнительным образовательным программам, положение о порядке выдачи документов об обучении (сертификатов), положение о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным профессиональным программам.

Шаг 2. Разработайте концепцию

Чтобы разработать концепцию проекта, нужно понять, чего вы хотите добиться — что показать, кому и зачем. Будете ли использовать в образовательном центре предметы из коллекции или закажете реплики для наглядной работы с детьми? На какой возраст детей будете ориентироваться, какой подход и формат проведения занятий использовать? Потребуется ли вам много свободного места для тренингов и подвижных игр или это будет квестовый формат, для которого нужны всевозможные ящички, секретные лазы и потайные двери?

Чтобы разработать план помещения, закупить оборудование и материалы, потребуется такой же план, как для экспозиции или выставки: тематико-экспозиционный, где вы укажете все зоны, темы, предметы или пособия, которые хотите использовать.

Макет водоводной системы Петергофа используется на многих занятиях

К выбору оборудования, в частности мультимедийного, привлекайте профессионалов для консультации, к разработке пособий — преподавателей, если они есть в штате. Их идеи и видение, как и с чем им удобнее работать, имеют большое значение. И сэкономят вам средства.

Проектируйте пространство из безопасных для детей материалов. Не забудьте о приземленном — предусмотрите туалеты для мальчиков и девочек, комнату, где можно переодеть и покормить младенца, пока старшие дети на занятии. Подумайте о зоне ожидания для родителей, сопровождающих детей.

С антиквариатом работаем только в перчатках

Шаг 3. Выберите помещение

Согласно нормам да и здравому смыслу помещение для детского образовательного центра не может быть подвальным. Оно должно быть достаточно просторным, иметь несколько входов и выходов. Сколько детей вы хотите и можете принимать одновременно? Для работы со школами стоит ориентироваться на следующие цифры: 15 человек с комфортом помещаются в комнатах для мастер-классов, могут меняться местами; 70 человек смогут расположиться в общей зоне — на случай выезда нескольких классов.

На данном этапе нужно продумать оснащение и оценить необходимость закупки или разработки и изготовления методических пособий, организации мест для их хранения. Материалы для мастер-классов закупают сразу на несколько месяцев. Они должны храниться так, чтобы было легко и быстро подсчитать остатки и сделать новый заказ. Будут ли в образовательном центре проводиться летний городской лагерь или программы полного дня на каникулах? Услуга весьма востребованная, но материальное обеспечение в этом случае должно быть намного лучше.

Шаг 4. Расширьте штат

В штате и руководстве должны быть люди с педагогическим образованием. Они имеют 36-часовую рабочую неделю и 42 дня отпуска. Важно обеспечивать должную нагрузку преподавательскому составу, набор групп — задача администратора и руководителя, а не самого преподавателя. Больше работы с детьми — больше ответственности. Стоит заказать для сотрудников семинар по оказанию первой медицинской помощи, они бывают выездными и очень информативными.

Шаг 5. Обновите сайт

Для всех лицензиатов обязательное условие — иметь сайт образовательного учреждения, сделанный строго по нормам. В них прописана структура сайта. Такие сайты есть, к примеру, у каждой школы. Есть смысл сделать отдельный сайт по всем требованиям закона просто для отчетности. На другом (основном) сайте размещать привлекательную информацию о вашем образовательном центре, выкладывать видео и фото.

Шаг 6. Готовьтесь к проверкам

Проверки бывают плановые и внеплановые, например, после каких-то чрезвычайных происшествий. Проверяющие органы: Роспотребнадзор, Комитет по образованию, пожарная инспекция. На сайте Минобразования есть дорожная карта, где стоит проверить актуальность сведений для своего региона и именно на тот момент времени, когда вы собрались получить лицензию на образовательную деятельность. Проверяют документацию, соответствие помещений требованиям, а содержания занятий — методичке. Бояться их не нужно, а вот готовиться обязательно. Чисто там, где не мусорят, а проверки проходят без вопросов в тех учреждениях, где налажена работа с рутинными задачами.