ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2019года
Работа с посетителями
Инвалиды

Тактильная модель в музее. Инструкция по применению

Ольга Шу, скульптор «Мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу»
Михаил Шу, инженер-технолог «Мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу»

Тактильная модель —

адаптированная модель объекта, приспособленная для тактильного осмотра

Как выбрать объект для создания тактильной модели

Тактильно доступным экспонатом может стать практически любой объект из коллекции музея. Даже само здание. Однако важно учитывать специфику музея. Например, в Дарвиновском музее посетители с нарушением зрения могут «погладить» ископаемое животное. В музее космонавтики — изучить космическую технику. В Пушкинском — познакомиться с живописью великих мастеров. В «Гараже» — узнать об инсталляции.

Важно: при выборе объекта не нужно стремиться найти простую для исполнения вещь. Обычно выбирают самые значимые объекты из экспозиции музея. А дальше разрабатывают варианты их адаптации.

К модели обязательно надо подготовить тифлокомментарий*. Во время экскурсии около произведений сначала зачитывают комментарий, только после этого начинается сама экскурсия.

Тифлокомментарий —

лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без словесных пояснений

Бывает, что сотруднику музея описание в тифлокомментарии кажется слишком сухим. Однако тифлокомментаторы — профессионалы и знают, что делают. Ведь незрячий человек не поймет, что такое умбра или охра.

Во время экскурсии также не нужно смешивать в один текст тифлокомментарий и остальную информацию о произведении. Сначала описание, потом экскурсия.

Тактильная модель для выставки Луиза Буржуа в «Гараже»

Какой должна быть модель

Требования к модели. Музей — публичное пространство. Модель испытывает на себе совершенно иную нагрузку, чем пособия для незрячих в библиотеках. Модель должна выдерживать большой поток посетителей, в том числе и зрячих. Она не должна поранить посетителей и не должна сломаться сама. При этом должна не испортить собой экспозицию зала, вписаться в пространство. И быть полезной, понятной и приятной на ощупь.

Вот базовые качества, которыми должна обладать модель: прочность, гигиеничность, безопасность, понятность и привлекательность для всех категорий посетителей.

Тактильные модели икон для музеев Московского Кремля

Особое внимание стоит уделить выбору материала и качеству исполнения. Возьмем, к примеру, гипс. Материал дешевый, но для постоянной экспозиции плохо подходит. Требует защитного покрытия, чтобы модель не испачкалась в первый же день и стала более прочной. Но даже после этого модель из гипса останется хрупкой и недолговечной.

Расположение модели. Идеальное расположение модели — непосредственно около оригинала. Так удобнее для ваших слабовидящих гостей и для логики ведения экскурсии. По такому принципу, например, организовано пространство в Музее русского импрессионизма.

Размер модели. Размер модели должен быть сбалансированным. Не слишком маленьким, но и не больше осязательного поля человека (105×55 см).

Важно

Цвета модели для слабовидящего должны быть ярче и контрастнее, чем для обычных посетителей

Учтите, что размер тактильной модели не зависит от размера оригинала и выбирается исключительно из соображений понятности. Обычно оптимальный размер модели — в пределах формата А3.

В 70–80 процентах случаев музею нужны модели для живописных произведений. Для таких случаев изготавливают рельеф. Это не то же самое, что рельефно-графические материалы из библиотек и интернатов, где главная цель — образовательная. Это модель произведения искусства.

Следовательно, нужно соблюсти баланс между понятностью модели и языком оригинального произведения. Рельеф должен быть достаточно высоким с четкими границами. На нем нужно уверенно находить на ощупь главных персонажей произведения и их характерные признаки.

При этом какие-то малозначительные детали и элементы могут опускаться, чтобы не сбивать с толку и не отвлекать от главного.

Цвет модели для живописного произведения. Чаще всего в музее можно встретить модель монохромную. При этом если у посетителя есть остаточное зрение, то он хочет увидеть модель не только тактильно — он подносит ее прямо к глазам и рассматривает в упор. Если вы хотите сделать модель цветной, то цвета требуют переработки. Если сохранить цвета оригинала и просто сделать точную копию, есть опасность получить красивую вещицу для зрячего и бессмысленную для слабовидящего человека. Например, древнерусская икона останется для слабовидящего недоступной — он увидит только золотисто-желтое пятно. Цвета необходимо делать ярче и контрастнее. Возможно, главные предметы и персонажей нужно будет выделить черным контуром. И если решили работать с цветом — будьте вдвойне внимательны к тактильным качествам модели.

На первых проектах музеев возникают вопросы — что делать? как? с кем? А понимания о потребностях незрячей аудитории еще нет. Большая вероятность, что зрячего сотрудника музея удовлетворит результат, когда тактильная модель получится красивой, при этом он может не понять, если что-то не так с ее тактильными или технологическими качествами. Поэтому важна помощь профессионалов.

Как использовать тактильную модель в музее

Можно размещать модели в экспозиции. Если такой возможности нет, то использовать как раздаточный материал во время экскурсий. Также можно организовывать образовательные курсы и мастер-классы. При работе с группами незрячих важно иметь в виду, что экскурсионная группа не должна превышать 5–6 человек.


Выставка проходила в 2016 году

Модели, постоянно выставленные в зале, позволят создать по-настоящему инклюзивную среду. Тогда незрячий человек сможет прийти в любое удобное ему время — не придется специально привязываться к дате и времени экскурсии. Но, конечно, такую задачу нужно решать комплексно. Понадобятся этикетки по Брайлю. На этикетке можно разместить не только даты и названия, но и краткий тифлокомментарий. Для слабовидящих людей важно, чтобы точки было хорошо видно, они должны быть контрастны с фоном. Однако не все незрячие владеют Брайлем. Здорово, если будет возможность оборудовать стойки кнопкой и наушниками с записанным тифлокомментарием. Пример такой реализации был в «Гараже» на выставке «Единомышленники»*.

Если тактильная модель используется в качестве раздаточного материла — целесообразно изготовить несколько копий каждой модели, чтобы одновременно раздать нескольким посетителям.

Экскурсии с тактильными моделями в «Гараже»