ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2021года
Управление
КДУ

Как сделать Дом культуры современным центром. История от директора столичного «Темпа»

Ольга Кривцова, директор ГБУК г. Москвы «Дом культуры "Темп"»

Изучите свою аудиторию


Ирина Елисова, главный редактор журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» приглашает пройти бесплатную 18-часовую программу. Получите удостоверение о повышение квалификации установленного образца

Мое рассуждение о месте и роли дома культуры стало итогом знакомства с местным сообществом — жителями домов, которые расположены в непосредственной близости от нашего учреждения. Именно среди 22-этажек находится наш ДК, с виду похожий на поликлинику. Рассказывают, что изначально, в 80-х, он задумывался как диспансер, поэтому внешний облик и внутренняя планировка здания не имеют ничего общего с привычным для обывателя центром творчества: длинные коридоры, кабинеты по 16 кв. м. Зрительного зала нет, но есть помещение в 100 кв. м, приспособленное под танцевальный и концертный зал на 80 человек.

Из бесед с местным населением выяснилось, что только половина респондентов знают о существовании «где-то здесь» дома культуры, но вот что именно в нем происходит — непонятно. Жители говорили о том, что это учреждение «вроде детское», что там какие-то кружки и все платное. О том, что в доме культуры можно почитать, сыграть в настольные игры, поучаствовать в мастер-классе, провести день рождения, арендовать место под фотосъемку или репетиционный зал, — никто не знает. То есть имидж учреждения не сформирован, узнаваемость слабая, маркетинг отсутствует. Стало ясно, что надо выстраивать стратегию, опираясь на базовую услугу, которую ДК оказывают населению, — организация досуга.

Разнообразьте досуг жителей ДосугСкрыть


Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Скачать

Идей для реализации разных форм досуга можно придумать много — посмотрите на полях памятку.

Но подходить к домам культуры с типовым решением не получится. Каждое учреждение индивидуально, и учитывать в стратегии развития нужно множество факторов: какая конкуренция, в каком районе расположено учреждение — спальном или рабочем, насколько удалено от школ, остановок общественного транспорта, какова «начинка» самого здания: есть ли фойе, зрительный зал, аудиторные пространства. Сложнее всего «стометровым малышам»: учреждениям, в которых максимальное помещение под массовые мероприятия не превышает 100 кв. м, а основная планировка — коридорно-кабинетного типа. Такие учреждения ограничены в возможностях стенами. Как найти свою «фишку», стать особенным учреждением, таким, которое станет заметным на гигантской карте мегаполиса, перенасыщенного событиями? Именно эта задача стояла перед нашим домом культуры «Темп» два года назад.

Мы развернули работу в нескольких направлениях, разбив ее на этапы. Определили базовые задачи: удержать имеющихся посетителей, увеличить приток новых, найти доступные каналы распространения информации, партнеров, которые смогут привести новую аудиторию и сделать качественным контент.

Найдите партнеров ПартнерыСкрыть

Одним из наших первых партнеров стала АНО «Театр доброй сказки». Благодаря сотрудничеству, мы смогли показывать в небольшом зале ДК спектакли из репертуара театра, проводить мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи. Даже провели совместное мероприятие — московский тур фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», в котором приняли участие коллективы Москвы и Подмосковья.

Партнерство с Центром международного сотрудничества «Русско-Сербский Диалог» позволило создать на базе ДК «Русско-сербский клуб» и провести мероприятия, которые познакомили жителей района с культурой балканского народа. Например, фестиваль «Сербия рядом» с кинопоказом, презентациями, концертами.

Регулярные встречи руководителя клуба с интересными людьми на YouTube-канале Дома культуры расширили аудиторию: теперь среди наших зрителей жители других городов.

Вместе с «Русско-сербским клубом» организовали концерт балканской музыки группы Balkanimans band в районном центре «Будапешт» (бывшем районном кинотеатре), который также является партнером учреждения культуры.

Партнерство с некоммерческими организациями может быть и дистанционным, например, когда учреждение организует точку сбора канцтоваров для будущих первоклассников из многодетных семей или подарков для домов престарелых. Пример нашего сотрудничества с ИООО «МногоДетки» и фондом «Старость в радость».

Наладьте связи с другими организациями СвязиСкрыть

Кроме партнерства с общественными организациями, необходимо налаживать горизонтальные связи с государственными учреждениями и партнерами смежной тематики: библиотеками, театрами, музыкальными школами, даже торговыми центрами. Это позволяет расширить вашу аудиторию путем обмена. Так, сотрудничество с библиотекой и редакцией журнала «Мурзилка» позволило провести мастер-классы по актерскому мастерству и встречи с писателями. Партнерство с «Зоостанцией» — открыть кружок юных натуралистов и провести акцию «Цветок ветерану».

Соглашения о прохождении практики студентами различных учебных заведений позволяют получить интересные проекты, например, визуализировать будущие новые интерьеры (практика студентов-дизайнеров), открыть студии блогеров и фотокружок (практика студентов медиа-специальностей), поставить спектакль или провести мастер-класс, праздник во дворе (практика студентов социокультурных направлений).