ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2018года
Управление
Новые формы деятельности

Проверьте, подойдет ли вам государственно-частное партнерство, чтобы привлечь дополнительное финансирование

Владислав Кузнецов, шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

Как привлечь инвестиции к объекту культуры

По соглашению о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве привлекают деньги частных инвесторов (Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ, далее — Закон о ГЧП). Но таким способом можно привлечь средства только к объектам, на которые учреждение не имеет права оперативного управления. Ведь по соглашению о партнерстве собственность на финансируемый объект затем переходит к инвестору (подп. 4 п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 7 Закона о ГЧП).

Рейтинг регионов по ГЧП

Для учреждений культуры механизм государственно-частного партнерства может выгодно работать в двух случаях.

Первый — когда нужно построить новый объект культуры рядом с имеющимися объектами, которыми владеет учреждение. В этом случае инвестор полностью или частично оплачивает строительство и получает право собственности на объект. Учреждению и департаменту культуры будет выгодно, если новый объект привлечет посетителей не только к себе, но и к объектам учреждения.

Второй — когда собственник забирает объект у учреждения и передает его частному инвестору. Либо, когда объект изначально не был распределен учреждению. Инвестор реконструирует объект и получает на него право собственности. Учреждению и департаменту культуры это может быть выгодно, если есть, к примеру, некоторое здание, которое не получается эффективно использовать, и нет средств его каким-то образом реконструировать. После реконструкции за счет инвестора оно может повысить привлекательность объекта культуры в целом.

Так что не во всех регионах используют ГЧП. Посмотрите рисунок, на котором приведены топ-10 и 5 регионов с низкой долей партнерства.

Что не считается партнерством
Государственно-частное партнерство можно реализовать только по правилам, которые предусматривает Закон о ГЧП. Остальные формы сотрудничества с инвесторами иногда называют партнерством, но реализуют их на других условиях.
Для каждого способа есть отдельные правовые акты. Закон о ГЧП для них не действует.
Так, государственно-частным партнерством не являются концессионные соглашения, передача имущества в аренду, инвестиционные контракты, контракты жизненного цикла.

Кто заключает соглашение о государственно-частном партнерстве

Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) заключают инвестор и публичное образование. Закон называет их частным и публичным партнерами.

Инвестором может быть частная российская компания. Запрещено выступать инвесторами компаниям, подконтрольным государству. Это, к примеру, ГУП или МУП. Полный список запретов есть в пункте 2 статьи 5 Закона о ГЧП. Закон предъявляет к инвестору ряд требований: не должно быть долгов по налогам, банкротства и т. п. Полный список ограничений — в пункте 8 статьи 5 Закона о ГЧП.

Со стороны публичного партнера выступают высшие органы власти на местном, региональном или федеральном уровне соответственно. Вместо органов власти отдельные полномочия могут выполнять подконтрольные им компании (п. 4 ст. 5 Закона о ГЧП).

Основная идея соглашения в том, что инвестор строит или реконструирует объект за свой счет. В результате он получает объект в собственность. В зависимости от условий соглашения инвестор может либо использовать объект по назначению либо только технически обслуживать его (пп. 2, 3 ст. 6 Закона о ГЧП). Как оценить эффективность соглашения — посмотрите на схеме.

Схема. Как оценить эффективность партнерства

Есть четыре причины, которые заинтересуют инвестора в ГЧП.

Первая — инвестор может реализовать культурный проект частично на свои деньги, частично на деньги государства, региона или муниципального образования (так прописано в подп. 2 п. 2 ст. 6 Закона о ГЧП).

Вторая — инвестор получает право собственности на объект на время или навсегда. Соглашение может предусматривать, что через несколько лет инвестор возвращает объект публичному партнеру, но обычно этот срок не менее 10 лет (подп. 4 п. 2, подп. 4 п. 3 ст. 6 Закона о ГЧП).

Третья — инвестор получает поддержку государства на время проекта. Если в период соглашения изменится рыночная ситуация, поднимут налоги и т. п., инвестор может потребовать изменить условия соглашения, получить дополнительные деньги от публичного партнера (пп. 3–7 ст. 13, п. 5 ст. 15 Закона о ГЧП).

Четвертая — инвестор получает в аренду без торгов землю под объектом и вокруг него, необходимую для эксплуатации (ст. 33 Закона о ГЧП).

Также есть шесть недостатков, которые могут отпугнуть инвестора от проекта.

  1. Объект можно использовать только по назначению и на условиях соглашения о ГЧП (п. 2 ст. 14 Закона о ГЧП).
  2. Инвестор не может полноценно распоряжаться объектом, скажем, продать (п. 12 ст. 13 Закона о ГЧП). Передать построенный или отреставрированный объект в залог можно, только если соглашение о партнерстве предусматривает такое право, и только чтобы исполнить обязательства перед банком. Хотя в этой части договор ГЧП для инвестора более выгоден по сравнению с концессионным соглашением. И вот почему: передать в залог объект концессионного соглашения инвестор не вправе.
  3. В период действия соглашения публичный партнер контролирует инвестора и может вмешиваться в его деятельность (ст. 14 Закона о ГЧП, Правила осуществления публичным партнером контроля, утв. постановлением Правительства от 30.12.2015 № 1490).
  4. Инвестор должен исполнять обязательства по соглашению своими силами. Он вправе привлечь подрядчиков, только если это разрешает соглашение. При этом каждого подрядчика нужно согласовать с публичным партнером. Ответственным за действия подрядчиков остается инвестор.
  5. По условиям соглашения инвестор должен достигать запланированных показателей эффективности проекта.
  6. Соглашение заключают по итогам конкурса. Если инвестор инициирует проект, это само по себе не гарантирует, что именно он будет его вести.

Как заключают соглашение о ГЧП

Подготовка к соглашению обычно длится до одного года. Учреждение не участвует в нем напрямую, поэтому вникать в детали нет необходимости. Достаточно отслеживать основные этапы — их семь.
1. Стороны проводят переговоры. Публичный партнер или инвестор готовят предложение о реализации проекта (ст. 8 Закона о ГЧП).
2. Если предложение готовил инвестор, публичный партнер рассматривает это предложение. Утвержденное предложение публичный партнер передает в федеральный, региональный или местный орган, который отвечает за реализацию инвестиционных проектов, — уполномоченный орган (п. 8 ст. 8 Закона о ГЧП).
3. Уполномоченный орган проводит переговоры с публичным партнером и инвестором, оценивает эффективность проекта, социально-экономический эффект и определяет его сравнительное преимущество (ст. 9 Закона о ГЧП).
4. Правительство, регион или местный глава принимает решение о реализации проекта (ст. 10 Закона о ГЧП).
5. Публичный партнер разрабатывает конкурсную документацию и проводит конкурс. По ряду критериев выбирают победителя.
6. Стороны заключают соглашение о ГЧП (ст. 32 Закона о ГЧП).
7. Стороны начинают реализовывать разработанный проект. При этом публичный партнер контролирует инвестора.

Как инициировать заключение соглашения о ГЧП

Учреждение напрямую не участвует в соглашении о ГЧП. Оно может лишь заинтересовать инвестора и публичного партнера в таком соглашении.

Если вы считаете, что соглашение о ГЧП будет выгодно для учреждения, подготовьте презентацию по инвестиционному проекту и покажите ее потенциальным инвесторам и публичному партнеру.

В презентации инвестору:

  • напишите, что именно инвестор может построить или реконструировать;
  • рассчитайте примерные затраты и выгоду инвестора;
  • укажите, почему это выгодно учреждению, и как учреждение может помочь реализовать проект;
  • приведите успешные примеры.

Сделайте отдельную презентацию для публичного партнера:

  • опишите, что именно может сделать инвестор;
  • спрогнозируйте, как это повлияет на развитие района, региона;
  • рассчитайте, сколько денег нужно от инвестора, сколько от публичного партнера;
  • предположите, кто мог бы выступить инвестором;
  • приведите успешные примеры.

Когда получится найти инвестора и стороны начнут готовиться к соглашению ГЧП, настаивайте на участии в переговорах, поскольку результаты соглашения в будущем отразятся на учреждении. Хотя закон прямо не предусматривает участие учреждения и прочих лиц в переговорах.